Эксперты не сомневаются: все возможности для этого у Geely есть, но только на рынках развивающихся стран.
«Необходимо заполнить этот пробел»
Новый владелец компании Volvo – китайская компания Zhejiang Geely Holding Group – намерен обновить бренд автомобилей этой марки так, чтобы они стали конкурировать с моделями представительского класса BMW и Mercedes.
«На китайском рынке люди хотят автомобилей класса люкс… богатства, которое они могут видеть своими глазами и трогать собственными руками»
«На данный момент нашими основными конкурентами являются BMW, Audi и Mercedes, однако у нас нет продукта, который мог бы конкурировать с автомобилями BMW 7-й серии и Mercedes S-класса. Нам необходимо заполнить этот пробел», – заявил Ли Шуфу, член совета директоров Volvo и Geely.
Как отмечает Financial Times, за десять лет, пока компания Volvo находилась под управлением Ford, бренд сознательно удерживали от развития в сторону премиального сегмента, который является одним из самых прибыльных и популярных в Китае на сегодняшний день. Частично это делалось для того, чтобы Volvo не конкурировал с британской компанией Jaguar, которая в 2008 году вместе с Land Rover была продана индийской Tata Motors за 2,3 млрд долларов.
Теперь же китайские владельцы Volvo хотят использовать технологические и исследовательские возможности компании для создания автомобиля представительского класса. «На китайском рынке люди хотят автомобилей класса люкс... богатства, которое они могут видеть своими глазами и трогать собственными руками», – цитирует Ли «Ведомости».
Крупная сделка
Напомним, в понедельник китайская компания Geely завершила самую крупную в истории автомобильной промышленности Китая сделку, купив шведский концерн Volvo.
Как сообщает BBC, американский концерн Ford, бывший владелец Volvo, получил от Geely 1,3 млрд долларов наличными и кредитные ноты на сумму 200 млн долларов. До конца года ожидается поступление еще 300 млн долларов на счета Ford. Таким образом, окончательная сумма операции составит 1,8 млрд долларов – это на 4,6 млрд долларов меньше, чем Ford заплатил за шведского производителя в 1999 году.
Вообще, Ford объявил о намерении продать марку Volvo в конце 2008 года. Автопроизводитель был вынужден пойти на такой шаг в связи с тем, что шведский бренд с 2006 года приносил ему одни убытки.
В конце декабря 2009 года американский концерн выбрал в качестве покупателя китайский холдинг Geely, а подписание соответствующего соглашения между ними состоялось в марте 2010-го. Уже известно, что пост главного исполнительного директора Volvo займет Стефан Якоби, возглавлявший ранее североамериканские операции Volkswagen AG.
Ресурсов достаточно
Есть ли ресурсы у Geely на то, чтобы сделать из Volvo автомобили представительского класса? Аналитик Брокеркредитсервис Севастьян Козицын уверен, что у китайской компании ресурсов для этого достаточно. «Делать Volvo похожей на BMW и Mercedes и с ними конкурировать можно, но только в условиях азиатского рынка», – говорит он.
Согласен с ним и замглавы агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Производители большой тройки не очень воспринимают Volvo как конкурента. В силу консервативности покупателей на старых рынках, в первую очередь в Европе, это будет сложно сделать, по крайней мере, за короткий промежуток времени. А на новых рынках, в частности на том же китайском, возможно, это удастся сделать», – отмечает он.
Вместе с тем эксперты считают, что серьезных изменений в модельном ряде не будет, поскольку «у руля компании остаются те же люди, что и были». «Просто сменился собственник, который хочет извлечь из легендарного бренда максимум выгоды», – резюмирует Козицын.
Удалов также добавляет, что китайцы достаточно быстро адаптируются к европейским требованиям. Однако по-прежнему основной проблемой, с которой приходится сталкиваться китайскому автопрому, остается недоверие. «Я думаю, что, улучшая качество автомобилей и оставляя конкурентоспособную цену, они смогут наращивать продажи», – полагает эксперт.
Китай спасает автопром
Стоит отметить, что в 2009 году Китай довольно ожидаемо стал крупнейшим автомобильным рынком мира, оттеснив США. По данным Китайской ассоциации автопромышленников, в 2009 году в стране было реализовано 13 млн 640 тыс. автомобилей.
Примечательно, что в 2008 году в Поднебесной было продано менее 10 млн машин. Таким образом, китайский рынок вырос в прошлом году на 45%, а американский, напротив, рухнул на 21%, сообщает Xinhua.
Чтобы стимулировать спрос на автомобили, власти КНР первым делом реформировали топливный налог. Он был снижен для всех категорий и моделей, произведенных внутри страны, и полностью упразднен для владельцев малолитражек с объемом двигателя до 1,6 л.
А налог на покупку авто с таким движком снизили вдвое до 5%. Одновременно со снижением налогов китайские власти выделили серьезные деньги на прямую помощь местному автопрому. Программа по его поддержке рассчитана на три года и обойдется налогоплательщикам в 2,5 млрд долларов.
Помимо мер по стимулированию спроса, в Китае также действуют системы госзаказов и дотаций для автопроизводителей. Благодаря правительственной программе в Китае богатеют и иностранные компании.
Так, немецкий автопроизводитель BMW сообщил о семикратном увеличении доходов во втором квартале 2010 года по сравнению с тем же периодом прошлого года, который выдался тяжелым для всей автоиндустрии. За это время концерн заработал больше одного миллиарда долларов. И основной вклад в увеличение прибыли пришелся как раз на продажи в Китае.
Вторые после США
Столь высокие цифры удивлять не должны. Напомним, в пятницу вице-президент Народного банка КНР, начальник Государственного управления валютного контроля КНР И Ган заявил о том, что Китай сместил Японию со второго места в рейтинге крупнейших экономик мира.
«Китай на самом деле уже является второй по величине экономикой мира», – заявил И Ган в интервью журналу China Reform, которое цитирует Reuters.
По его словам, в первом полугодии текущего года ВВП Китая вырос на 11,1% по сравнению с первыми шестью месяцами 2009 года. Каких-либо конкретных цифр на будущее И Ган приводить не стал, ограничившись прогнозом, что по итогам текущего года экономика Китая вырастет более чем на 9%.
Вместе с тем высокопоставленный чиновник признал, что Китай остается «развивающейся страной» и «должен быть достаточно мудрым, чтобы осознавать это».